Однако карнавальная система образов с ее харак- терным «веселым, улегченным» взглядом на мир, с ее снижением образов, намеренной упрощенностью языка и форм — все это присутствует в фольклорной музыке Мийо разных жанров: в Про- вансалы:кой сюите, в балете Бык на крыше — симфонии карна- вальных танго, в балете Сотворение мира, в оркестровой сюите Мартиниканский бал, в фортепианных циклах Скарамуш, Бразиль- ские танцы, а также во многих других произведениях. Пуленка, А. В тексте Про- тея, например, много современных бытовых реалий. Если перелистать эту хронику и сопоставить многие рецензии Мийо на концерты в журнале «Le courier musical», то перед читателем предстанет вполне законо- мерная картина: музыкант приветствует все новое, свежее, само- бытное, ярко национальное и, главное, независимое от влияния немецкого романтического искусства. Индивидуальный подход Мийо к преломлению фольклора в музыке раскрывается в сравнении со Стравинским. Бык на крыше , подчас прибегает к претворению отдельных элементов ритм, тембр , способных передать характерные черты определенных жанров Бразильские танцы , порой заимствует народные мело- дии в обработке композиторов XVH—XVHI веков, то есть в обли- ке классических тем Провансальская сюита. Статья Мийо «Почему я люблю Гуно Лео был четвертым ребенком в се- мье, посещал католический колледж и так же, как и я, занимал- ся скрипкой у Брюгье. В преломлении драматического сюже- та кантаты Мийо нащел свой очень индивидуальный угол зрения. Самсон и Долила — опера Сен-Санса. Интерес к жанровым и структурным моделям отдаленных эпох у Мийо не отделим от комплекса идей, с ними связанных. А вместе с тем интерпретация этих про- блем без творческих достижений французского композитора ока- жется неполной, точно так же, как и интерпретация творчества Мийо вне этой тенденции не будет верной, ибо фольклор повли- ял и на поэтику оркестровой и камерно-инструментальной музы- ки, на ее образный мир, на музыкальный язык. Благодаря ее участию, а также заботам Брюгье, я смог продолжать мои занятия по скрипке, уделяя ей по несколь- ко часов в день. И чтобы избежать ненужного переутомления, под ее неусыпным оком я писал сочинения за- долго до того, как их нужно было представлять.
Предлагаемая вниманию читателей работа является результатом многолетних изысканий. В ней собран и систематизирован в хронологическом порядке архивный. Михаил Мясникович отметил, что 20 про- центов продукции, которую Беларусь поставляет на российский рынок, ин- новационная.
Мийо же считал дружбу с Клоделем самым ценным в своей творческой жизни. Шёнберга, А. Эти очень интересные для русского читателя книги, к сожалению, еще не переведены на русский язык и не изданы. Отложив его, чтобы опробовать скрипку, я вернулся к игре, как только учитель ушел, и так неудачно бросил колесо, что оно упало прямо на скрипку. Когда говорят о новаторстве, революционности какого-либо музыканта, можно с уверенностью утверждать, что новые ценные элементы, введенные им в музыкальный обиход, опираются на проч- ную традицию, логическую связь с которой обычно трудно бывает обнаружить, — писал Мийо в начале х годов. Им важно было воссоздать ее дух в созвучном современности ключе. Программы концертов, как правило, составляли из «первых исполнений» произведений европейских композиторов, представ- лявших новые, характерные для эпохи тенденции.
Главная цель Мийо — на основе фоль- клора творить индивидуальную и современную музыку. Храм Экс-ан-Прованса был основан в году; при его от- крытии торжественную речь произнес мой прадед, бывший в то время председателем Папской консистории и настоятелем храма; эти функции по наследству перешли к его детям и внукам. События не переживаются, а представляются. В ряде последующих камерных сочинений [кантата Возвраще- ние блудного сына , балет Человек и его желание , Ма- ленькие симфонии — , балет Сотворение мира ] скла- дывается оригинальный линеарный полимелодический стиль, сочетающийся с последовательно проводимым принципом поли- тональности — стиль, который критика назвала «музыкальным кубизмом». После его смерти основаны конкурсы его имени — скрипачей в г. Мать вошла в салон, чтобы выяснить, в чем дело, и нашла меня, взгромоздившегося на табурет, полно- стью погруженного в поиски мотива, услышанного мною несколь- ко недель назад под окнами отеля в исполнении странствующих итальянских музыкантов. Один из ее предков был лекарем Папы в XV веке. Клоделя была первой на пути обновления форм музыкального театра Мийо. Во всем этом разнообразии форм и жанров можно выделить две ведущие линии, в каждой из которых были созданы шедевры: это мону- ментальная линия ораториальной драмы и линия камерной лири- ческой оперы. Начало х годов. Повышенный интерес к кантате у Мийо, как и у других пред- ставителей современной музыки, в определенной степени высту- пает проявлением общей тенденции искусства XX века, стремя- щегося к возрождению и обобщению всего духовного опыта, на- копленного человечеством. Моя мать Софи Аллатини родилась в Марселе.
На первый взгляд это может показаться парадоксом: праздничность в трагедии. Фомы, вибрировавшие в трехдольном ритме и в мажорном трезвучии с секстой; резони- руя, эта секста звучала почти как аккордовая. Там находи- лось имение Сезанна со знаменитой тополиной аллеей, нежно. Достаточно намека, чтобы слушатель на основе ассоциативного опыта мог домыслить недостающее. В ней принципиально измени- лась роль музыки.
Отвергая романтическую концепцию как сугубо личностную, индивидуа- листическую, чрезмерно психологизированную, в вокально-ин- струментальной музыке прошлого он обретает образцы музыкаль- ных форм, которые выступали носителями коллективного, «со- борного» начала. Путешество- вал он всегда — и в юности, и в глубокой старости, несмотря на свои больные ноги. К тому времени я уже начал сочинять, легко создавая произведения достаточно «левые», среди которых была ми-минорная соната для скрипки и фортепиано. Несмотря на мой юный возраст у меня уже сформировалось собственное отношение к музыке. Проявление этой тенденции — небывалое многообразие музыкально-театральных форм у Мийо. Отложив его, чтобы опробовать скрипку, я вернулся к игре, как только учитель ушел, и так неудачно бросил колесо, что оно упало прямо на скрипку.
Бык на крыше , подчас прибегает к претворению отдельных элементов ритм, тембр , способных передать характерные черты определенных жанров Бразильские танцы , порой заимствует народные мело- дии в обработке композиторов XVH—XVHI веков, то есть в обли- ке классических тем Провансальская сюита. Он хотел быть писателем; блестящий ум, образо- ванность и любознательность заставляли его углубляться в мель- чайшие детали того, чем он занимался. Отложив его, чтобы опробовать скрипку, я вернулся к игре, как только учитель ушел, и так неудачно бросил колесо, что оно упало прямо на скрипку. Уже в Древней Греции и в Древнем Риме существовала целая теория о роли танца и пантомимы в театре. Музеи, картинные галереи, архитектура, сам город, пейзажи вокруг него — ко всему он восприимчив. Неизвестные страницы дружбы. Функции хора совершенно иные, чем в опере XIX века. В году Брюгье предложил мне принять участие в его струн- ном квартете, вместе с m-r Пурселем — профессиональным вио- лончелистом, профессором в Консерватории Экса и со столяром по имени Сегала, который прекрасно играл на альте. Мийо родился 4 сентября года в Марселе. Он постоянно заботился о том, чтобы я не перенап- рягался, и больше всего боялся вызвать у меня отвращение к скрип- ке. Самсон и Долила — опера Сен-Санса. Наш дом, располо- женный в самом центре города, размещался на небольшой пло- щади, где дорога из Авиньона скрещивалась с бульваром Сектиус. Несмотря на мой юный возраст у меня уже сформировалось собственное отношение к музыке. В музыке Мийо, которому всегда была чужда ремеслен- ническая замкнутость, заметны существенные перемены.
Мийо с энтузиазмом посещает все кон- церты Сергея Кусевицкого, все представления «Русских балетов» Дягилева хотя его самого с Дягилевым связывают довольно слож- ные отношения. А после смерти Дариуса эти контакты продолжает вдова композитора Мадлен Мийо. Мать вошла в салон, чтобы выяснить, в чем дело, и нашла меня, взгромоздившегося на табурет, полно- стью погруженного в поиски мотива, услышанного мною несколь- ко недель назад под окнами отеля в исполнении странствующих итальянских музыкантов. Хоэфоры вторая часть трилогии Орестея, , балет Чело- век и его желание , музыка к драме Клоделя Протей, Ма- ленькие симфонии — стали произведениями, где нова- торские устремления Мийо проявились в полной мере. Инто- национное начало дебюссистской речитации сведено к минимуму. Там со своими пушками, повозками ин- тендантов, санитарной машиной, лошадьми располагалась оде- тая в красное с голубым пехота
Так как он дожил до глубокой старости, то бьи свидетелем следующих друг за другом нескольких режимов власти и умер накануне Тре- тьей Республики. Богатство и тонкость нюансов романтической оперы были отвергнуты, на смену пришел аскетический, суровый воз- вышенный стиль, мощные контрасты полярных образных сфер, отражающих борьбу и становление идей. Однако с помощью конструирующего эту структуру «мифологического мышления» открывается глубина и объемность смысла, ориента- ция его на современность. Самсон и Долила — опера Сен-Санса. В письме к Цемлинскому, полемизи- руя с ним, он написал:. Хотя сам был из богатой бур- жуазной семьи, он умел ценить доброту и сердечность простых людей, с которыми его сталкивала судьба. Композитор кардинально преобразил всю образно-стилевую систему, ввел новые сферы выразительности, отразившие драматическую эпоху войн и соци- альных катаклизмов. Если Стравинский обращается к русской музыкальной арха- ике, Барток — к древнейщим пластам венгерской, румынской, славянской песенно-танцевальной культуры, то в творчестве Мийо центральное место принадлежит фольклору Прованса и — щире — Средиземноморья.
Массар Massart Ламбер Жозеф — — известный белы, скрипач, педагог. Поэзия, проговариваемая, а не про- петая, вьщеляется в самостоятельный художественный ряд. В творчестве Мийо последних двух этапов — и — существенных перемен в стиле не произошло отметим толь- ко, что важное место начинает занимать инструментальный кон- церт и симфония для большого оркестра , хотя композитор и не остался безучастным к новейшим течениям: сонорике, конкрет- ной и электронной музыке, к алеаторике. Нет сомнения, что именно Мийо дал толчок тому, чтобы новый образный пласт прочно вошел в современную художествен- ную практику, особенно в те сочинения, которые прямо или кос- венно раскрывают потрясения второй мировой войны, народную трагедию. Ог- ненный замок, Мир на земле и многие другие.
Он вывел французскую оперу из мира утонченно- го психологизма, усложненного символистской эстетикой, в мир больших идей, возродив героический дух Троянцев Берлиоза. М 59 Мнйо Д. Брюгье мне посоветовал записаться в класс по скрипке к Бер- телье; он, как и Брюгье, в исполнении обращал столько же вни- мания на выразительность и чистоту стиля, сколько и на технику. Здесь миф представлен в веселом ключе — со «смеющимися богами» С. Понятия фольклорного и карнавального у Мийо смыкаются: фольклор побуждал композитора воплощать ту сторону народно- го мироощущения, которая связана с праздником.
Эти луга служили местом выгона скота. И действительно, средиземноморская сущность его искус- ства обнаруживается во многом: — в темпераменте композитора, в светлом оптимистическом мироощущении, в открытости радостям мира вопреки драматиз- му эпохи, в которой он жил; — в чувстве сопричастности к многовековой культуре латинс- кого мира, в неподвластном моде интересе к античности, фран- цузскому и итальянскому средневековью и Ренессансу; — в музыкальной поэтике сочинений, главным стержнем ко- торых особенно в жанрах инструментальной и оркестровой му- зыки стал фольклорно-карнавальный мир образов, античные и южные, средиземноморские сюжеты; — в преобладании сугубо мелодико-контрапунктического сти- ля, опирающегося на традиции профессиональной и народной музыки Прованса. При этом происходит вторжение отдельных формул в чуждый жанр, наложение, взаимодействие формул друг с другом. Несом- ненно существует внутренняя связь между полотнами Сезанна и музыкой Мийо, и эта связь определяется провансальским аспек- том их творчества. В синагогах было приня- то молиться за Папу. Мийо осуществил крутой поворот от французской лиричес- кой оперы XIX века, от символистско-импрессионистической оперы Дебюсси к монументальной эпической и героической му- зыкальной драме. Эта просьба была удовлетворена в обмен на несколько меш- ков шафрана. Клодель, Ф. Со временем менялись темы творчества, на первый план вьщ- вигались те или иные задачи, а с ними и новые жанры, однако все освещалось единой мыслью, организующей творчество Мийо в целостную концепцию, все составляющие которой взаимосвя- занны и взаимообусловлены. У него неподалеку от нас было прекрасное имение, и в нашем окруже- нии он стал первым, кто обзавелся автомобилем. Страдания Орфея текст А. Загородное имение Мийо близ Экс-ан-Прованса всегда бьшо открыто для всех друзей, подолгу гостивших там. Эта деревня бьыа названа в честь жившего там художника Гранета. Новаторское искусство Мийо, наиболее смелое в ломке старых канонов, не вписывалось в эту систему взглядов.
К античной трагедии как высочайшему образцу музыкально-драма-. Она выступила не как средство психологическо- го развития и раскрытия характеров, а как могучее средство обоб- щения идей. Действительно, Франция бывает поразительно невниматель- на к собственным музыкальным богатствам — прошлого и насто- ящего. Глубокий смысл заключен в обрашении Мийо к мифу, кото- рый вдохновлял композиторов как на заре оперного жанра, так и в дальнейшем — на протяжении всей истории музыки. В них господствует стихия дви- жения — танца и марща, издавна воплощавших идею коллек- тивного массового действа. Там я услышал Пабло Сарасате — прирожденно- го скрипача, блистательно исполнявшего Концерт Сен-Санса и кое-какие из своих собственных сочинений, гиганта скрипки Эжена Изаи — исполнителя одновременно очень эмоционально- го и сдержанного; тонкого и элегантного Жака Тибо, ослепитель- ного виртуоза Яна Кубелика Это было излюбленное место моих ро- дителей. Книга рас- считана и на широкий круг любителей искусства, и на музыкан- тов, и на композиторов.
Ее генети-. Но соединив их с со- временным ладо-гармоническим языком, основанном на раз- личных видах полигармонии, Мийо пришел к новым и ориги- нальным звучаниям. Эстетической сущностью праздничная концепция творчества Мийо противостоит и сугубо непраздничной концепции романтизма, его трагической исповедальности и обо- стренному драматизму современного искусства, особенно в его экспрессионистическом направлении. Быть может, никто из композиторов — его соотече- ственников и современников — не отразил так полно разно- образные традиции французской музыки и так глубоко не рас- крыл особенности чисто французского мышления, как это сделал Мийо. Сати, П. Люнеля — редкий для того вре- мени жанр камерной лирической оперы, однако далекой от иде- ала французской лирической оперы конца XIX века. Его главной целью было сделать из меня музыканта, а не вир- туоза Формы взаимодействия с народной музыкой у Мийо разнооб- разны. В году в еврейском альманахе в Париже появился маленький еврейско-контаденский словарь, со- держащий достаточно полный перечень выражений, до сих пор ис- пользуемых на Юге Франции теми, кому дороги традиции. Позднее, во время моих поездок мне не раз приходилось менять комнату в гостинице из-за того, что я никак не мог оторвать взгляда от цветов на обоях, превращавшихся в гигантские геометрические формы, доводившие меня до изнеможения Его значение особенно возрастало во время маневров войск. Все эти разнообразные звуки я вновь обретал каждый раз, возвращаясь в «Энкло».
Новым был и поворот к камерному сопровожде- нию в кантате. Три гимна Rosch Haschanna и Контаденская литургия, построен- ные на аутентичных литургических мелодиях, которые я гармонизовал в свободном стиле. Так как он дожил до глубокой старости, то бьи свидетелем следующих друг за другом нескольких режимов власти и умер накануне Тре- тьей Республики. На противоположной стороне Экса над диким плато возвы- шалась гора Святого Виктория, ставшая знаменитой благодаря полотнам Сезанна. Начало х годов. Отложив его, чтобы опробовать скрипку, я вернулся к игре, как только учитель ушел, и так неудачно бросил колесо, что оно упало прямо на скрипку. Иногда воздух наполнял сухой шум, напоми- нающий треск садовых ножниц. Мийо , остальные — выполнены перевод- чиком. Мийо в статьях постоянно утверждал, что у него нет никакой собственной «философии музыки». Жамм, Ж. Согласно архивам старого Экса две родовитые семьи хвастались тем, что никогда не позволят пере- ступить порог их дома ни одному еврею, а сами, как оказалось, по странной иронии судьбы, произошли от обращенных в хрис- тианскую веру евреев С творчеством Мийо в нашей стране познакомились еще в году во время его визита в Москву и Ленинград. Поэтому Мийо в мемуарах отмечает, что он вернулся в по- здний период к стилю сочинений своей молодости. Таким образом, композитор отказался от вокального инто- нирования стихов и подчинил их лишь музыкальному ритму. На самом же деле Мийо воскрешает почти забытую сущность античной трагедии, свя- занную с ее рождением из народного, массового праздничного религиозного обряда — дионисийского культа, дифирамба.
Ахметжан Есимов со- вместно с председателем правления АО «НК «КазМу-. найГаз» Аликом Айдарбае- вым принял участие в заклад-. Darius Milhaud. Notes sur la musique.— Paris, Две главы мемуаров Мийо посвящает своим провансальским корням и детству, проведенному в.
В году Брюгье предложил мне принять участие в его струн- ном квартете, вместе с m-r Пурселем — профессиональным вио- лончелистом, профессором в Консерватории Экса и со столяром по имени Сегала, который прекрасно играл на альте. Оптимизм, рожденный верой в незыблемость «фоль- клорного» мира, смыкается с оптимизмом неоклассического ми- роощущения, что и определяет по-особому праздничный тонус музыки Мийо. Музыка для меня становилось все более необходимой. Клоделя, Ж. Патриотическая направленность творчества Мийо, наметив- шаяся в начале х годов, еще больше возросла в период антифа- шистского массового движения, активного участия его в Народ- ной музыкальной федерации, где он работал бок о бок с Роме- ном Ролланом, Луи Арагоном, Полем Элюаром, Шарлем Кекле- ном, Артюром Онеггером и многими другими деятелями искусст- ва и литературы. Осознать это оказалось возмож- ным благодаря глубоко разработанной русским философом и ли- тературоведом Михаилом Бахтиным теории смеховой культуры.
Вокальный стиль оперы представляет собой оригинальный сплав: простейшая песенная интонация сочетается с декламаци- онностью, корни которой одновременно в напевном речитативе Монтеверди и в вокальной декламации Дебюсси. Вместе с книгой Беседы с Клодом Ростаном и Этюдами она дает представление об эстетических взглядах композитора, о его музыкальных вкусах и симпатиях, о творческих задачах и уст- ремлениях. Суть его — в обоб- щенном выражении основной для каждой сцены идеи в данном случае обобщение лирической ситуации: волнения, горести, не- жности, гнева, любви В Орфее Мийо не заботится о драматической связности и не- прерывности развития, а выражает тенденцию, противополож- ную вагнеровской музыкальной драме. Имен- но это качество музыки — ее высокую способность обобщать — использует Мийо, противопоставляя свой метод романтическому, цель которого — сделать музыку понятийной, конкретно значимой, литературно-сюжетной Берлиоз, Вагнер, Р. Как только я овладел элементарными приемами игры на инструменте, он сра- зу начал давать мне читать с листа маленькие пьесы, понимая, что ничего от меня не добьется, заставляя играть бесконечные упражнения. Иногда вместе с ними он приезжал к нам.
Купить Лирика капсулы 300 мг Палермо телеграм бот Выражаю свою глубокую благодарность консультантам, ока- завшим помощь в переводе с французского: доктору искус- с т о в е д е н и я Андрею Лишке и Екатерине Литвиненко. Сугубо индивидуальный облик музыке Мийо придает также и гармонический язык. Однако музыкально-поэтическая концепция Мийо совершенно индивидуальна, она опирается на иные корни, да и сама декла- мация решена иначе. Благодаря моей матери, при- учившей меня к строгой дисциплине, я стал хорошим учеником, каждый год получавшим высшие награды. А они так хотели насладиться оперой, задолго предвкушая это удовольствие и радуясь, что услышат ее Евреи в те времена говорили на диалекте, в котором еврейский перемешивался с провансальским. Эти писатели, поэты, драматурги, чье влияние вышло за пределы Франции, вместе с Мийо разрабатывали проблемы но- вой эстетики музыкального театра.
Так что музыка всегда звучала в нашем доме. Действие очищено от зрелищных эффек- тов, от бытовых реалий и сосредоточено на сущности драмы. Тематика самого карнавала, карнавальные маски, веселящий- ся, смеющийся народ определили содержание и стиль обширно- го круга сочинений и в них национальная природа его мышле- ния проявилась очень ярко. Но в 30—е годы, в эпоху «железного занавеса» све- дения о нем и знание его музыки не расширились. В тексте Про- тея, например, много современных бытовых реалий. Преобразования Мийо менее радикальны. Причем неоклассицизм Мийо — это прежде всего мировоззренческая позиция а потом уже метод преломления оп- ределенной тематики, форм, жанров классицистского искусст- ва — утвердительная, оптимистическая, гармоничная, где ца- рит вера в устойчивость жизненных идеалов, в незыблемость ду- ховных ценностей, вера в Разум. При этом автор не пытается посвятить читателя в свою творческую лабораторию, в свою «кухню», в ней нет никаких экскурсов в технологию сочинений. Формы взаимодействия с народной музыкой у Мийо разнооб- разны. С годами приходило более зрелое мастерство, с ним — большая простота и ясность выраже- ния. Композитор кардинально преобразил всю образно-стилевую систему, ввел новые сферы выразительности, отразившие драматическую эпоху войн и соци- альных катаклизмов. В иной плоскости лежит проблема широкого внедрения в со- временную кантату и ораторию а также оперу-ораторию рече- вой декламации, к чему шли композиторы самых различных эсте- тико-стилевых ориентаций. Петрушка, Весна священная. Почти моего возраста, живая и очаровательная, она вечно втягивала меня во всякие глупости, до которых я сам бы никогда не додумался Наконец Париж был освобож- ден, что после стольких драматических лет когда наше отчаяние плохо уживалось с тем комфортом, с которым мы устроились в США позволяло надеяться на окончательную победу.
Стилевые особенности музыки Мийо вытекают из всё объеди- няющей антиромантической эстетики, проявившей себя в слож- ном и многообразном переплетении и взаимодействии различных тенденций: фовизма, неопримитивизма, мюзик-холльной эсте-. Ученик Франка. Новый этап развития французского музыкального театра свя- зан с дестабилизацией оперных как, впрочем, и всех иных форм и жанров и поисками новых решений. Она выступила не как средство психологическо- го развития и раскрытия характеров, а как могучее средство обоб- щения идей. Девятнадцать опу- сов для музыкального театра не считая балетов представляют собой различные нетипизированные жанровые модели. Французская музыкальная тради- ция всегда развивалась в тесном взаимодействии с литературой и драмой, о чем свидетельствует и ранняя классицистская опера Люлли, Рамо , и непосредственно предшествующая театру Мийо опера импрессионистическая. Нам нравилось его богатое, хотя немного болезненное воображение, доминирующая у него атмосфера сна. Дариус Мийо.
По политической остроте, злободневности ее можно срав- нить с хоровыми песнями и кантатами Эйслера на тексты Брехта. Статьи, письма, речи, беседы. В году Брюгье предложил мне принять участие в его струн- ном квартете, вместе с m-r Пурселем — профессиональным вио- лончелистом, профессором в Консерватории Экса и со столяром по имени Сегала, который прекрасно играл на альте. Декламационные формы подачи тек- ста свидетельствуют о стремлении повысить значение поэтичес- кого ряда, о желании обогатить музыку элементами ораторского искусства. В книге предстанут перед нами также и портреты друзей Мийо по «Шестерке», с которыми до конца дней не прерывались дру- жеские связи. Его привлекает творчество Бартока, Шимановского, Мануэля де Фальи. Три гимна Rosch Haschanna и Контаденская литургия, построен- ные на аутентичных литургических мелодиях, которые я гармонизовал в свободном стиле. Так, в Бразильских танцах, в балете Бык на крыше царит ритм танго и матчищей, в Провансальской сюите — ритм менуэта, бранля и бурре. Одна из глав мемуаров так и называется «Путешествия». Клоделя, Ж. Драматургия Колумба также выстраивается по законам теат- ра представления, хотя складывается она индивидуально, по мно- гим параметрам отличаясь от предьщущего опыта. Он хотел быть писателем; блестящий ум, образо- ванность и любознательность заставляли его углубляться в мель- чайшие детали того, чем он занимался. На самом деле анализ его твор- чества в совокупности с его высказываниями и суждениями о му- зыке показал, что этот «музыкальный Протей», «хамелеон с тыся- чью ликами», ошарашивающий слушателя равно как и читателя неожиданными парадоксальными художественными решениями высказываниями , на самом деле обладал целостной и последова- тельной творческой концепцией. В начале лета все жители окружающих деревень уводили скот в горы.
Дед моей матери вел монопольную торговлю австрийским табаком, имел банк в Марселе, шахты в Сербии, мельницы в Салониках, кото- рые он эксплуатировал с помощью французских инженеров. Новым был и поворот к камерному сопровожде- нию в кантате. Ученик Франка. В ней композитор в не- принужденной форме воспоминаний рассказывает о своей жиз- ни, творческих исканиях, о друзьях, поэтах, композиторах, ху- дожниках. Понятия фольклорного и карнавального у Мийо смыкаются: фольклор побуждал композитора воплощать ту сторону народно- го мироощущения, которая связана с праздником. Как и ораториальный, камерный театр Мийо — концеп- ция антиромантическая, что обнаруживается во всех аспектах эс- тетики и формы. Сущность метода Мийо можно кратко охарактеризовать как «обобщение через жанр». Вообще Мийо обладал замечательным даром легко входить в контакт с людьми любого сословия: он себя прекрасно чувство- вал и в великосветском салоне среди титулованной знати, и сре- ди художественной элиты Парижа, и на галерке в театре, и в вагоне третьего класса. С моей постели я мог увидеть сидящую на большом кедре маленькую, серую, жалобно воркующую сову. А какие бесчисленные мело- дические сокровища только не встретишь, пробегая глазами его партитуры! Его строгость позво- лила мне еще больше оценить терпение и мягкость моего учителя в Эксе. Это действительно был дом дружбы, и друзья Мийо в переписке всегда передавали нежные приветы и поклоны его родителям — людям редкой доброты, принимавшим участие во всех делах своего сына. Книга пестрит многими именами — среди них известные и мало известные писатели, режиссеры, актеры, имена которых не вошли в энциклопедии, в словари, но сыгравшие определенную роль в жизни Мийо — он никого не забывает и расширяет наши представления о тех, кто участвовал в художественной жизни сто- лицы Франции на протяжении более полувека. Эстетической сущностью праздничная концепция творчества Мийо противостоит и сугубо непраздничной концепции романтизма, его трагической исповедальности и обо- стренному драматизму современного искусства, особенно в его экспрессионистическом направлении. Все детство он провел в городе древнейшей культуры Экс-ан-Провансе.
Дед моей матери вел монопольную торговлю австрийским табаком, имел банк в Марселе, шахты в Сербии, мельницы в Салониках, кото- рые он эксплуатировал с помощью французских инженеров. Контрапунктируя оркестру, она развивается свободно, импровизационно, вне за-. Нет сомнения, что именно Мийо дал толчок тому, чтобы новый образный пласт прочно вошел в современную художествен- ную практику, особенно в те сочинения, которые прямо или кос- венно раскрывают потрясения второй мировой войны, народную трагедию. Вскоре после нашего возвращения в Экс я был причащен в синагоге. Обостренный диссонансами гар- монический стиль по-новому освещает фольклорный материал, придает ему остроту, терпкость звучания, а порой — веселый, юмористический эффект. И чтобы избежать ненужного переутомления, под ее неусыпным оком я писал сочинения за- долго до того, как их нужно было представлять. Редкий случай — годы ранней молодости, период формирова- ния творчества был отмечен первыми художественными верши- нами. Кассу рас- крыл сюжет в лаконичных, овеянных поэзией образах-символах без конкретизации места и времени действия. Кантата Сына и Матери Мийо — не первый опыт подобного рода. Однако Мийо резко критично оценивает музыку Скрябина, в частности его Поэму экстаза — «произведение, сплетение лейттем которого напоминает вагнеровс-. И действительно, средиземноморская сущность его искус- ства обнаруживается во многом: — в темпераменте композитора, в светлом оптимистическом мироощущении, в открытости радостям мира вопреки драматиз- му эпохи, в которой он жил; — в чувстве сопричастности к многовековой культуре латинс- кого мира, в неподвластном моде интересе к античности, фран- цузскому и итальянскому средневековью и Ренессансу; — в музыкальной поэтике сочинений, главным стержнем ко- торых особенно в жанрах инструментальной и оркестровой му- зыки стал фольклорно-карнавальный мир образов, античные и южные, средиземноморские сюжеты; — в преобладании сугубо мелодико-контрапунктического сти- ля, опирающегося на традиции профессиональной и народной музыки Прованса. Принцип сюитного объединения частей и в дальнейшем оказался наиболее характерным для французской музыки.
В соот- ношении музыки и слова происходит переакцентировка: не слово конкретизирует музыкальную образность и выводит ее на поня- тийный уровень, а музыка, обобщая, делает многозначительным каждое слово, поэтический образ. Подобный симфонический метод применил Берг в Воццеке, сце- ны которого строятся по принципу симфонических жанров и форм год. Мийо ищет любой предлог, чтобы поехать куда-нибудь, где он еще не бывал. Петрушка, Весна священная. В «негритянском« балете Сотворение мира знако- вую функцию выполняет блюзовая интонация, специфические. Известно, что Дебюсси создал новый тип французской просодии, ритмически гибкой, свободной, постро- енной на движении мелодии по узким интервалам и на частом и многократном повторении одного звука, как в псалмодии. Их салон никогда не пустовал; там собирались друзья и родственники, разговоры продолжались до четырех часов, когда возвращались с пастбища стада, и мои кузи- ны покупали парное молоко, чтобы добавлять его в свой люби- мый кофе. Отец — музыкант в душе — обладал очень тон- ким музыкальным чутьем.
Мийо сделал следующий шаг, объединив в одном спектакле драмати- ческие сцены где текст произносится драматическими актера- ми , вокальные сцены, исполняемые певцами, и промежуточные сцены, в которых речевая декламация подчинена ритму. В операх Мийо идеи, близ- кие интеллектуальному театру, сформировались и утвердились значительно ранее этих лет. Здесь композитор использует богатую семантику жанра, особенно подчеркивая ассоциативное сходство с начальным хором из Страстей по Матфею Баха. Это затрудняет давать жанровую характеристику отдельным произведениям Мийо, исходя из традиционных определений. Его книга мемуаров переведена на многие языки мира. В силу этого многие кантаты Мийо, подобно его орато- риальным драмам, представляют собой род синтетического ис- кусства, в систему средств художественного воздействия которого вовлечено произносимое а не пропетое слово. Обычно мы играли классические квартеты, но мой учитель интересовался и совре- менной музыкой. С моей постели я мог увидеть сидящую на большом кедре маленькую, серую, жалобно воркующую сову. Это действительно был дом дружбы, и друзья Мийо в переписке всегда передавали нежные приветы и поклоны его родителям — людям редкой доброты, принимавшим участие во всех делах своего сына. Оптимизм, рожденный верой в незыблемость «фоль- клорного» мира, смыкается с оптимизмом неоклассического ми- роощущения, что и определяет по-особому праздничный тонус музыки Мийо. Сущность метода Мийо можно кратко охарактеризовать как «обобщение через жанр». Композиционно-жанровая основа фольклорных сочинений Мийо — неоклассична: это неизменная сюита — типичный жанр инструментальной музыки французского классицизма. Казалось бы. Бахтиным, — мир народного, уличного, балаган- ного веселья воплощен вне пародирования, гротеска как у Стра- винского , вне «варварского» драматизма как у Бартока , а в су- губо праздничном ключе. В этом, пожалуй, главное отличие неоклассицистс- кого театра Мийо от неоклассицистского театра Стравинского, культивировавшего особую манеру «письма по модели».]
Я слышал их пение на празднике Пурима на старинном испанском языке. В возрасте десяти лет я поступил в лицей, предварительно подготовившись частным образом. Сугубо индивидуальный облик музыке Мийо придает также и гармонический язык. По словам Мийо, иудейская вера мало отразилась на его творчестве. Легкость же характера Мийо, присущая ему чистосердечность, прямота в отношениях, искренность, душев- ность сделали этот контакт для поэта всегда желанным и радост- ным. Однако Мийо очень ценит Шуберта за простоту и мелодическое обаяние, Мендельсона — за «всегда присущее ему чувство меры». Подобного рода драматизм с варварским оттенком, вьыв- ленный через ритмическое скандирование хора в сопровождении ударных, продолжает линию фовистских сочинений Мийо х годов.